Детско- родительские конфликты - СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР

Перейти к контенту

Главное меню:

Детско- родительские конфликты

Это интересно
Рекомендации психолога
Детско- родительские конфликты: как помочь?

     Конфликт- открытое противоборство, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Одними из самых распространенных являются детско- родительские конфликты.
    Практика показывает, что отношения между родителями и детьми не всегда складывается благополучно.
    Прежде всего необходимо помнить, что каждый ребенок- это яркая индивидуальность, так же, как и родитель- личность.
   У каждого ребенка свое эмоциональное мироощущение, неоднородные притязания, различные умения, возможности и способности. В результате каждый ребенок по-своему отвечает требованиям родителям и создает отношение к себе.
   Взаимоотношения между родителями и детьми это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей.  Общение с детьми- необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение с родителями играет важную роль в жизни ребенка- это фундамент дальнейшего развития ребенка.
Детско- родительские конфликты- это результат просчетов родителей и ошибок детей:
1.Нестабильность и неустойчивость родительского отношения (постоянная смена оценки ребенка).
2.Кофликт гиперопеки, сверхьопеки

Считается, что ребенок на притязания и конфликтные действия отвечает такими реакциями как:
 Реакция оппозиции (демонстративные действия негативные характера)
ü Реакция отказа (неподчинение требованиям родителей)
ü Реакция изоляции (стремление избежать контактов с родителями)
 
Кто виноват и что делать?
     В любых противостояниях и конфронтациях, каждая сторона пытается обвинить в проблеме взаимоотношений друг друга: родитель винит повзрослевшего ребенка в нелюбви и неуважении; взрослые дети обвиняют во всем своих родителей... ситуация тупиковая, часто повторяющаяся и ни к чему хорошему не приводящая.
      В первую очередь необходимо искать источник проблемы во взаимоотношениях в себе, а не в противостоящей, конфликтующей стороне.
     Родителям необходимо понимать, что дети не всегда должны жить и поступать в соответствии с родительскими желаниями, ожиданиями и потребностями. В процессе взросления у детей есть своя точка зрения, и они учатся ее отстаивать. 
     Дети, должны уважать и почитать своих родителей, но не должны ожидать от них понимания современных взглядов и приоритетов.
     Родители и дети, понимая и чувствуя друг друга, смогут достигнуть конструктивного диалога и сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.  
     Умело решая конфликтные ситуации, противостояния и проблемы во взаимоотношениях родителей и детей, мы разрушаем стеретип «Отцов и детей».

Способы родительского воздействия на детей, порождающие конфликтные ситуации и рекомендации по их устроению:
1.  «Физическое воздействие» -  стараясь отстоять собственную точку     дети и подростки могут повышать тон, драться, толкаться, спорить, вступать в асоциальные группировки, а родители стремясь исправить такое поведение, также неоднократно поднимают руку на ребенка.
 Рекомендации:
- Физическое воздействие унижает не только ребенка, особенно если это удар по лицу, но и взрослого.  Зачастую, результат такого воспитательного процесса недолговечен.  Но, тот факт, что взрослый может ударить запомнится надолго. Если в семье, физические наказания стабильны, то ребенок со временем привыкает к этому, и такой вид наказания для него уже не имеет значения. Более того, моделируя свою будущую семейную жизнь, ваш ребенок будет таким же образом воспитывать и своих детей.
- Мы все знаем Золотое правило- «слушать и слышать». Необходимо стараться услышать ребенка тогда, когда вы, возможно, не готовы к этому. Например, ребенок просит поговорить именно тогда, когда вы собираетесь на работу. Вы, естественно, переносите разговор на вечер. Это может быть ошибкой. Попробуйте уделить ребенку 5-10 минут. Возможно вы услышите ту информацию, которая заставит вас задуматься, а рекомендация, предложенная вами, предотвратит ошибку в жизни вашего ребенка.  
- Второе правило – «Не кричите!». В тот момент, когда вы повышаете голос на человека, возникает либо обратная агрессивная эмоциональная реакция, либо человек замыкается в себе. В обоих случаях отрицательный результат и конфликт.
   Старайтесь говорить спокойно, особенно, если вы уверенны в своей правоте.  «Стальные» нотки в голосе –это не крик, но ребенок уже понимает, что он не прав и уже слушает вас.  А вот услышит ли!
   Зависит от того, как вы ему объясните, почему он не прав и как необходимо поступить в той или иной ситуации.

2.  «Опосредованное воздействие» - ребенок воздействует на соперника через других людей.  Сюда можно отнести жалобы на сверстников, воспитателей, учителей, родственников, с целью привлечения внимания родителей, заранее зная о возникновении конфликта.
Рекомендации:
- Научите детей использовать прямые контакты, т.е. выражать свои претензии не косвенно, а открыто, друг другу: «Мне не нравится, когда ты со мной дерешься...», «Я обижаюсь, когда ты берешь мои вещи», «Мне не приятно, когда вы ставите снижаете мне оценки не заслуженно...». Подобные заявления способствуют поиску детьми новых, грамотных форм общения, минуя конфликтные отношения с родителями и другими людьми.

3.  «Психологическое воздействие» - способ воздействия на родителей, проявляющиеся в виде плача, хлопанья дверями, крика, истерик и т.д.  Подросток обычно не объясняет своих притязаний, а «давит» на родителей таким способом.
Рекомендации:
- Для раннего детского возраста немотивированный негативизм- закономерный этап формирования личности. Ребенок просто стремится продемонстрировать свое «Я».  Необходимо объяснить ребенку как правильно выражать свои эмоции, чтобы достигнуть поставленной цели.
- Подростки обычно четко понимают, смысл своих действий. Поэтому, если вы уверенны в своей правоте, не поддавайтесь провокациям. Спокойно предложите подростку альтернативы решения проблемы и начните диалог первым.

4.  «Словесное воздействие» - это главным образом различные указания взрослому, что он должен делать, а что не должен. Это высказывания типа: «Уходи», «Отдай», «Не трогай».
Рекомендации:
- Согласится только после предложения альтернативы, так как ребенок должен понимать, что ему на уступки пойдут только в том случае, если он выполнит свои обещания или обязанности, в остальных случаях договор не вступает в силу.
- Если подобная ссора возникла между детьми, родителям следует не принимать ничью сторону. Общаться с детьми ровно: «Вы сейчас разойдетесь по своим комнатам и успокоитесь». Это поможет прийти в себя детям, если конфликт выходит из-под контроля. А затем разобраться в ситуации. В любом случае в конфликте всегда виноваты оба.

5.  «Угрозы и санкции» - высказывания, в которых дети предупреждают взрослых или друг друга о возможных негативных последствиях их действий.
Рекомендации:
    1. Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо.
    2. Узнать решения детей, не оценивая и не принижая их предложения. 
    3. Затем предложить ребенку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные.
    4. Узнать, что думает ребенок о каждом предложенном решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге.
    5. Вынести на обсуждение вопросы типа: «Когда начнем?», «Кто будет следить за выполнением?» и т.д.
   6. Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется.
     Все вышеперечисленные ситуации и рекомендации помогут вам разобраться в причинах детско- родительских конфликтов, а также предотвратить различного рода конфликтные ситуации.
       В том случае, если вы понимаете, что ситуацию не решить без помощи специалиста, обращайтесь на общероссийский телефон доверия: 8-800-2000-122 или на Детский телефон доверия Кризисного центра «Поддержка»: (8652) 36-32-17. 
Мы всегда рады вас слышать!
Остроухова Наталья Львовна
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню