5 шагов к осознанию и принятию проблемы
Шаг 1. Зафиксировать событие и оценить его с точки зрения отношения. «Ты…» (называется то, что произошло, совершил).
Пример:
«Ты не пошел в школу, так как не был готов к урокам, потому что вчера долго гулял и не хотел получить двойку».
Такая фраза позволяет выйти на отношение воспитанника к самому себе, чтобы затем стимулировать в нем процесс позиционной самокоррекции. Специалист не ругает и не отчитывает ребенка, он только констатирует то, что произошло.
Шаг 2. Огласить состояние ребенка в этот момент«…потому, что…»
Шаг 3. Обозначить мотив его действия, чтобы усилить отношенческий аспект «...и хотел (не хотел)...»
Далее специалист все дальше уводит ребенка от совершенного им действия, но все больше обращает его внимание на поступок и отношение как характеристику этого поступка.
Шаг 4. Наполнение оценки действий ребенка социальным содержанием «...в обществе (обычнолюди) ...», «...Настоящие мужчины всегда преодолевают трудности..», «Ты, конечно же, не подумал о том, что я так переживаю…»
Помогает подростку произвести самостоятельную оценку собственных действий, следует сопоставление его действия с социальной нормой, с культурным образцом отношения к себе и другим людям.
Шаг 5. Прогноз возможных последствий действия/поступка для ребенка.«Еслиты... то - тебе...»
Проекция последствий осуществляется по направлениям:- временным (близкие и далекие) "...теперь и в будущем...”,- персональным и по состоянию “...мне (тебе, другим)..."
Специалист снимает с себя обязанности арбитра в судьбе ребенка, он НЕ говорит: «Если ты... – то Я тебя...», а наоборот, старется обрисовать для ребенка проекцию возможных последствий.