В современном обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям и личностным качествам. Но при этом уровень сформированности таких качеств как способность к эмпатии, педагогический такт, креативность, коммуникативные навыки не в полной мере удовлетворяют запросам потребителей образовательно - воспитательных услуг – детей. Профессия педагога связана с постоянной работой над собой, над своим самосовершенствованием и развитием как человека и профессионала, поэтому повышение профессиональных компетенций является неотъемлемой частью работы. Педагог (воспитатель, учитель) должен владеть разными традиционными и инновационными техниками работы, уметь их комбинировать и модифицировать.
Работа в детском доме отличается от работы в других образовательных учреждениях - детском саду, школе. Деятельность воспитателя группы детского дома не ограничивается решением вопросов бытового характера и привитием элементарных бытовых навыков. Подготовка к школе, проведение занятий, организация досуга, индивидуальная работа с каждым воспитанником – и это далеко не полный перечень направлений работы. И, самое главное, ответственности за жизнь и здоровье каждого ребенка.
В большинстве случаев в сиротские учреждения попадают социально и психолого - педагогически запущенные дети с искаженными представлениями о нормах морали и нравственности и «богатым» опытом асоциального поведения. Поэтому, особого внимания воспитателя группы требуют вновь прибывшие воспитанники и воспитанники, склонные к отклоняющемуся поведению, где основной задачей является создание условий для их успешной адаптации в учреждении, преодоление негативных последствий воспитания в период проживания в социально-неблагополучной среде, полноценное обучение и развитие ребенка/подростка.