Буллинг в школе - КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР "ПОДДЕРЖКА"

Перейти к контенту
Это интересно
Рекомендации психолога
 
Буллинг в школе: причины возникновения и
способы решения проблемы
 
 
Что же такое буллинг?
     В первую очередь- это запугивание, травля, физический или психический террор. Он направлен на то, чтобы вызвать у другого человека страх, подчинить его себе.
     Есть и другое мнение: буллинг – социально-психологическое явление, которое представляет собой длительный процесс сознательного жестокого воздействия со стороны одной личности (группы лиц) по отношению к другой (другим).
     В основном буллинг наблюдается в детской среде, особенно в младшем школьном возрасте и среди подростков. Практически во всех возрастных группах буллинг чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.
     Тем не менее, в последнее время буллинг стал распространен среди девочек и в смешанных группах (мальчики, девочки разного возраста).
     Буллинг никогда не бывает справедливым, так как обидчик получает «удовольствие» от нанесённого ущерба «слабой» жертве.
     В социальную структуру буллинга включены три элемента: преследователя, жертвы и наблюдателя.
 
                                                  Мотивы буллинга:
- зависть, месть, чувство неприязни к человеку;
- борьба за власть, нейтрализация соперника;
- самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.
 
Причины буллинга разнообразны:
- социальное расслоение общества;
-  падение нравственных устоев;
-  потеря национальных традиций;
-  размывание семейных ценностей;
-  ослабление воспитательной функции школы;
-  усиление общественных пороков (пьянства, наркомании, проституции);
-  индивидуальные свойства личности ребёнка.
 
 
 
 
Психологические проблемы, возникающие вследствие буллинга.
Некоторые дети, столкнувшись с проблемой преследования, испытывают настолько тягостные муки и страдания, что перестают осознавать себя как личность и начинают себя ненавидеть;
страдают от одиночества как в школе, так и среди, тех друзей, с которыми знакомы очень давно;
возникает ощущение, что на них все «косо смотрят»;
проявляются всевозможные страхи, которые со временем усугубляются и могут стать причиной серьезных психических расстройств;
начинают отказываться от привычных вещей: еды, общения, учебы.
проявляются асоциальные черты характера: начинают употреблять алкоголь, пробовать наркотики, слушать соответствующую музыку;
 
Формы буллинга:
-систематические насмешки;
-вымогательство, физические и психологические унижения;
-бойкот, игнорирование;
- порча личных вещей;
-жестокое избиение.
 
         В настоящее время усиливается в масштабах кибербуллинг, то есть буллинг с использованием электронных средств коммуникации. Так по электронной почте могут пересылать письма «ненависти», виде- письма с избиением подростков и т.д.
 
                          Психологические черты обидчика:
-высокий уровень самоуважения или аутосимпатии;
-эмоциональная неустойчивость;
-высокий уровень враждебности/агрессивности, средний уровень коммуникативных способностей, внешнее соблюдение общепринятых норм и правил;
 
               Психологические черты жертвы:
- низкие показатели самоуважения, аутосимпатии;
-  выраженные проблемные переживания, повышенный эмоциональный дискомфорт, тревожность, напряжённость;
- Отсутствие близких друзей, успешное общение со взрослыми, нежели со сверстниками;
- Зависимы от мнения других.  
 
     Пример (из записей личного дневника): «Со страхом и ужасом жду утра, потому что надо идти в школу, в этот класс. Сижу на уроках, только потому что обязана отсидеть их все. Надо будет сдавать экзамены. Но, не могу дождаться окончания уроков и школы. Ненавижу их. Одноклассники грубы, бесцеремонны и жестоки. Что я им плохого сделала? Почему ко мне в классе относятся как предмету, никто не хочет со мной общаться, никто не хочет со мной дружить? Меня высмеивают, обзывают, унижают.
     Я прочитала в интернете, что надо говорить об этом родителям, учителям. Но, в параллельном классе учится мальчик, которого так же все унижали несколько лет. Он рассказал об этом родителям.     И что? Через несколько дней его били на заднем дворе школы, обзывали и пугали. Его перевели в другую школу, а потом им и вовсе пришлось переехать в другой город.
    Я очень боюсь, что со мной будет также. Поэтому никому не говорю, только иногда показываю, как мне плохо. Если это все не закончится в ближайшее время, я перестану ходить в школу, пусть меня наказывают... а если будут заставлять, я убегу...
Решение проблемы:
-Для разрешения проблемы буллинга следует учитывать и оценивать интенсивность, продолжительность издевательств, их цель, число участников и мотивацию каждого из них.
-Возможность и предпосылки возникновения такого явления, как буллинг, во многом определяются позицией педагогического коллектива школы. Очень многие взрослые считают, что буллинг готовит детей к жизни, «закаляет» их. Однозначно можем ответить: «Нет! Буллинг делает ребенка слабым, беззащитным, и в дальнейшем человек старается избегать проблем в жизни, а не решать их».
- Старайтесь оставаться спокойным и стремитесь контролировать ситуацию;
- Отнестись к случаю серьезно;
- Попробуйте оценить ситуацию с точки зрения испытывающего на себе буллинг;
- Проговорить с коллективом сверстников определившуюся проблему;
- Обязательно находите общий язык с преподавателями школы, учениками класса в котором учится ребенок и не бойтесь решать проблемы. Анализируйте ситуацию, разговаривайте с ребенком.
-Докажите ему, что если он вам доверится, то вместе вы сможете решить возникшую проблему.
В том случае, если вы сами понимаете, что не можете справится с ситуацией, обращайтесь к психологам школ или специалистам общероссийского телефона доверия: 8-800-2000-122, либо к специалистам Детского телефона Доверия Кризисного центра «Поддержка»: (8 652) 36-32-17.
Мы всегда рады Вам помочь!
 
Остроухова Наталья Львовна.
Назад к содержимому