Конфликт с учителем - КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР "ПОДДЕРЖКА"

Перейти к контенту
Это интересно
Рекомендации психолога
 
Если у ребенка конфликт с учителем
     Конфликты в школе стары как мир, но и сегодня каждый второй ребенок сталкивается с такой проблемой. Школа, класс, первая учительница, учебный процесс – важный, новый, сложный и серьезный период в жизни ребенка. В младшей школе, с первого класса и первой учительницы у ребенка формируется отношение к учебе вообще, школе и классу как коллективу, самооценка и мотивация. Часто проблемы, с которыми приходится сталкиваться ребенку в самом начале учебного процесса, могут стать субъективно непреодолимыми, вызвать серьезные затруднения для личностного развития малыша и успешной учебы.
     Если Ваш ребенок не спешит поделиться своими успехами и достижениями в школе, на расспросы отвечает неохотно, односложно, стал замкнутым, без энтузиазма говорит о школьных делах, если не хочет идти в школу, просит оставить его дома, придумывает себе болезнь, прогуливает, говорит, что с ним никто не дружит, или что сам не хочет ни с кем дружить – серьезный повод заподозрить школьный конфликт и посетить школу.
     С трудностями детям полезно сталкиваться, чтобы их успешно преодолеть и стать уверенней в своих силах, стать сильнее. Но все же встречаются ситуации очень сложные и неоднозначные, а иногда просто запущенные. Именно в них старшие призваны помочь ребенку разобраться и вынести полезный урок. Если подобные ситуации возникают в младшей школе, то малышу самостоятельно намного сложнее найти наиболее эффективный способ их разрешения, тогда участие родителей просто необходимо и ничем другим не заменимо. Самым лучшим условием, благодаря которому ребенок может успешно адаптироваться, делать успехи и с удовольствием относиться к учебному процессу – это совместные усилия классного руководителя, школьного психолога и родителей.
    Чрезвычайно важным для детей является серьезное отношение родителей к школе, учебе, уважение к учителю и его работе. Если родители забывают поинтересоваться успехами своего ребенка или помочь при возникновении сложностей, неавторитетно отзываются об учителе – нет оснований ждать и требовать серьезного и ответственного отношения малыша к учебному процессу, интереса в глазах, желания учиться и ходить в школу вообще.
         Чаще всего в школе встречаются следующие конфликты:
- Конфликт неподчинения. Ребенок отказывается выполнять те или иные требования. Отказ может быть высказан словесно или действиями. Связано это может быть с желанием отстаивать свое мнение — пусть иногда нелепым способом.
- Конфликт конформности. Ребенок стремится поступать «как все», чтобы его не сочли «слабаком» и т.п.
- Конфликт лидерства. Ребенок (чаще подросток) видит учителя как конкурента в классе. Он старается не потерять авторитет.
- Конфликт неуважения. Происходит тогда, когда к учителю относятся без уважения. Знают, что его можно вывести из себя. Специально устраивают такие ситуации, чтобы учитель потерял терпение.
- Конфликт нелюбви. Заключается в нелюбви, неприязни учителя к ребенку. Выражается в придирках к конкретному ребенку по различным поводам.

     Каждому родителю необходимо осознавать, что учителю находиться в ситуации конфликта, особенно если это первые четыре конфликта, также непросто, как и ребенку. Кроме того, вы должны помнить, что это ваш ребенок и любить его никто, кроме вас не обязан.
    Разбираться в конфликтах обязательно нужно, ведь даже единичный инцидент, оставленный без внимания, со временем может вылиться в серьезную проблему. Постарайтесь взглянуть на проблему со стороны, не обвиняйте ни одну, ни другую сторону. 
   Начните с ребенка. Ваш разговор должен состояться наедине, в спокойной атмосфере, чтобы ребенок мог раскрыться и не бояться осуждения. Обязательно выясните, как он вел себя на уроке и с учителем, почему произошел конфликт, как часто случаются подобные ситуации. Вы должны постараться объяснить ребенку почему учитель повел себя подобным образом, что недопустимо в любой ситуации (даже если учитель неправ) огрызаться, хамить, использовать бранные выражения. Ребенок должен научиться решать конфликты, не теряя уважения к учителю, четко осознавая, что вы не перестанете его любить.
    Пережить ссору очень сложно, и ребенок может нервничать, плакать и даже замкнуться. Разговаривайте с ним чаще, постарайтесь объяснить, что конфликт – это плохо, но это не означает, что он плохой. Вы можете обратиться за помощью к психологу или посоветовать малышу позвонить в Единую службу детского телефона доверия 8 800 2000 122 или Детский телефон доверия Кризисного центра «Поддержка» 8 (8652) 363217, где опытные консультанты-психологи помогут ему справиться с переживаниями.

     Если конфликты не прекращаются, поход в школу неизбежен! Разговор с учителем должен состояться наедине, ни в ком случае, не начинайте беседы в учительской. Постарайтесь выслушать и понять учителя. Не оправдывайтесь, не защищайтесь и не нападайте. Не угрожайте учителю и не ведите себя с позиции силы, также и не унижайтесь (позиция слабости). Будьте открыты с учителем, говорите не только о достоинствах своего ребенка, но и не бойтесь рассказать о проблемах. Учитель должен почувствовать, что вы ищете в его лице союзника, а не противопоставляете его себе.
     Конечно, среди учителей есть и такие, с которыми вам трудно наладить контакт, но это необходимо. Ваша тактика не должна носить агрессивный характер («Зачем вы придираетесь к моему ребенку»), но и не должна быть пассивной, самообвинительной («Он у меня такой непослушный, сама не знаю, что с ним делать»). Постарайтесь наладить партнерские отношения с учителем: «Давайте подумаем, как нам лучше справиться с этой проблемой».
    В случае, если на дружественный диалог учитель не идет, можно заручиться поддержкой администрации. Однако, ваш разговор также должен быть твердым, но не агрессивным, ведь ваша цель – не ругаться, а решить проблему.
     Если конфликт в школе выходит из-под контроля и ни вы, ни учитель, ни администрация уже не в состоянии что-либо изменить, стоит задумать о смене школы. В этом не ничего страшного, так как очень важно чтобы малыш сохранил позитивное отношение к себе, своим силам, возможностям и веру в любовь и поддержку родителей. Помните, что для Вас главнее всего Ваш ребенок! Вам необходимо подойди тщательно к выбору другой школы. Поговорите с администрацией и новым учителем, постарайтесь избежать повторения «прежних» проблем. Обязательно настройте позитивно ребенка. Для него все должно начаться с чистого листа. Помогите ему адаптироваться в новом классе, будьте рядом, интересуйтесь успехами, поддержите его!
 
Удачи Вам, дорогие родители и хороших учителей!
 
Грибова Анна Александровна
 
Назад к содержимому