О детских суицидах - КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР "ПОДДЕРЖКА"

Перейти к контенту
Это интересно
 
Рекомендации психолога
 
О детских суицидах

Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом, лишение себя жизни.
Психологический смысл Суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей-неволей он, оказывается. Дети и подростки, совершающие суицид, обычно страдают душевной боли, находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Некоторые страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями и смотрят в будущее без надежды.
        Если обращаться к статистике, у 30% лиц в возрасте 13-25 лет бывают суицидальные мысли, 7% юношей и 11% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90%- совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% - без психотических расстройств.
Некоторые специалисты, в точности психотерапевты и психологи пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90%- суицидальное поведение подростка - это привлечение подростком к себе внимания. Мысли о суициде посещают детей и подростков, как из асоциальных семей, так и из вполне благополучных.
Дети и подростки, относящиеся к группе повышенного суицидального риска:
- дети с неустойчивой психикой;
- подростки, имеющие психические заболевания;
-депрессивные подростки;
-подростки с нарушением межличностных отношений;
-подростки, которые уже совершали суицидальную попытку, либо ее совершал кто- либо из родственников;
-одаренные подростки;
-подростки с плохой успеваемостью, либо отвергаемые классом, испытывающие на себе буллинг;
-беременные несовершеннолетние девочки.
 
                                 Типы суицидального поведения:
     -Демонстративное поведение.
В данном случае способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения, угроз о прыжке с окон, крыш домов.
   -Аффективное суицидальное поведение.
При аффективном суицидальном поведении чаще всего прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
  - Истинное суицидальное поведение.
 При истинном суицидальном поведении чаще всего прибегают к повешению.
   Как распознать признаки суицида?
ü поведение детей и подростков резко меняется: становятся грустными, задумчивыми или же взвинченными, озлобленными, часто ненавидят сами себя;
ü большинство суицидентов выставляют перед собой «предупреждающие знаки», которые являются криком о помощи;
ü начинают проявляются отрицательные эмоции.
ü косвенные угрозы, многозначительные намеки уловить труднее, и к тому же их нелегко вычленить из контекста разговора.
Тем не менее, такие фразы как:
-   «Я решил покончить собой».
-   «Надоело». Сколько можно! Сыт по горло!».        
-   «Лучше умереть!».              
-   «Пожил и хватит!».    
-   «Ненавижу свою жизнь».
-   «Ненавижу всех и все!».
        - «Единственный выход - умереть!»
-   «Больше не могу!»
-   «Если меня не будет, всем будет легче!»
-   «Меня никто не понимает, я никому не нужен (а)!»
-   «У меня нет выхода!»
 могут быть словесным предупреждением о наличии депрессии или готовящемся самоубийстве.
 Параметры, на которые следует обратить внимание.
  Питание.
Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят «в три горла». Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.
Сон.
В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в «сов»:
допоздна они ходят взад- вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.
 
 
 
Школа.
Многие учащиеся, которые раньше учились на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко исключают из школы.
Внешний вид.
Суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом, они не причесываются, неряшливо одеваются и даже перестают принимать по утрам душ.
Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, они ходят в мятой и грязной одежде, и, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.
Активность.
Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.
 Стремление к уединению.
Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни. Иногда они стараются уйти незаметно, чтобы никто из присутствующих не обратил внимание на их отсутствие. Иногда они ведут себя так, словно жизнь им опостылела, и всем видом дают понять, что все им надоело.
Тяжкая утрата.
К мыслям о самоубийстве подростков может подтолкнуть смерть близких: родителей или братьев и сестер, отказ от него семьи, ссоры, драки в семье, алкоголизм, наркомания среди родственников.
Некоторые подростки начинают задумываться о самоубийстве после ссоры с любимым парнем или девушкой, а также, если пережили развод родителей. Иногда молодые люди и девушки не хотят жить, если они перенесли тяжелую болезнь или попали в аварию, которая их обезобразила.
Любовь.
В возрасте от 13 до 17 лет, особенно остро переживается личная драма, например, неразделенная любовь, либо нежелание осознавать, что влюбленность исчерпала себя или выявился момент измены.
Депрессивные состояния и их последствия встречаются и в более взрослом возрасте, только переживается в других формах, например, неуправляемой агрессии (состоянии аффекта).
Подобным эмоциональным выплескам подвержены как женщины, так и мужчины, но эмоционально переживаются по-разному.
Раздача ценных вещей.
Подростки, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи,  зачастую сопровождая следующими словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память». Либо дарят или просто отдают ту или те вещи, которые настолько дороги, что при других обстоятельствах никогда бы не отдали и не продали: «Что поделаешь, так надо, надеюсь, в твоих руках с ней все будет в порядке».
Приведение дел в порядок.
Одни суицидальные дети будут раздавать значимые для них вещи, другие сочтут необходимым перед смертью «привести свои дела в порядок».
Одни кинутся убирать комнату, в которой живут, сядут за дневник, который ранее не вели, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, сделать что-нибудь полезное, разобрать письменный стол. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного, напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая дотошность может означать, что подросток, возможно, хочет покончить с собой.
Агрессия, бунт и неповиновение.
Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, бросивших их, учителей, друзей, которые чем-то им не угодили, обидели, не оправдали их ожиданий. Бывает, они злятся на самих себя, и их гнев проявляется в агрессии, бунте и неповиновении. Подобные «взрывы» должны настораживать.
 Саморазрушающее и рискованное поведение.
Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя «на грани риска». Они, сломя голову, носятся на машинах, велосипедах и мотоциклах. Некоторые молодые люди, находящиеся в группе суицидального риска, перестают заботиться о своем здоровье или специально его подрывают. Они могут начать много курить и пить или употреблять психотропные вещества, либо совмещать наркотики с алкоголем.  
        Потеря самоуважения.
Подростки с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.
Однако, все вышеперечисленные направления, не говорят нам о том, что ваш ребенок однозначно решил «уйти из жизни», возможно у него появились проблемы, которые являются для него критическими, кризисными и он пытается найти способ их решить.
 
Что необходимо делать, если возникла угроза суицида.
1.  Желательно знать полную информацию о прошлом и настоящем потенциальных суицидентов.
2.  Постараться установить позитивные взаимоотношения.
3.  По возможности, если вы не желаете обращаться к специалистам по разным причинам, сформировать у ребенка навыки саморегуляции и самоконтроля, проводить коррекцию эмоционального состояния.
4.  Совместно с ребенком ищем варианты решения проблемы и тем самым говорим о разнообразии выходов из сложившейся ситуации. Но не предлагаем неоправданных утешений, не даем пустых советов, не жалеем.
        5.Любыми способами уменьшаем степень страданий (или, по крайней мере, пытаемся это сделать).
  6. Стараемся не оставлять подростка наедине с самим собой.
  7.Принимаем подростка таким, каков он есть, не обсуждаем, не критикуем, не удивляемся.
  8.Обязательно выступаем в роли внимательного слушателя, не перебиваем по возможности. Стараемся тезисно записать ту информацию, которую вам «выкладывает» подросток.
  9.Не спорим и не проявляем агрессию.
        10.Вселяем надежду, оказываем поддержку
         Необходимо понять самое главное: в большинстве своем молодые люди, которые пытаются покончить с собой, умирать вовсе не хотят, они хотят избежать возникших проблем, которые причиняют им боль. А наша задача - помочь им преодолеть сложившиеся трудности.
В том случае, если вы понимаете, что не справляетесь с проблемой и ситуация становится критической, обращайтесь к психологам, специалистам как Всероссийского телефона доверия по тел.: 8-800-2000-122, так и специалистам Детского телефона доверия «Поддержка» по тел.: (8 652) 36-32-17.
Остроухова Наталья Львовна
Назад к содержимому